Новости строительства

Геометрия города

10.12.2012 г.

Все города имеют свои структурные особенности, свою форму. И в Тюмени тоже есть изюминка. Но при этом областная столица похожа на большинство российских городов. В чем же отличия и что общего? Какие перспективы развития ждут Тюмень? Какой станет его геометрия через 20 лет? Об этом шла речь на «Форуме недвижимости – 2012».

Наследие страны советов

Исторически сложилось так, что в СССР шло массовое домостроение – так называемая типовая застройка. А поскольку для советского государства была непринципиальна квартальная структура, то объекты на территории располагались в соответствии с различными требованиями – противопожарными, санитарными, инсталляционными. Архитекторы и градостроители размещали объекты на территории, исходя из этих условий. Потому здания располагали параллельно, перпендикулярно, по диагонали. В результате все российские города, включая Тюмень, получили такую структуру, в которой мы вынуждены жить до сих пор.

Олег Ковтун, директор департамента градостроительной политики, заметил: «Подавляющее большинство застройщиков продолжает осваивать территории именно по такому принципу. Поскольку все мы родом из страны советов, то инерция сознания продолжает в нас действовать. И потребуется время, чтобы оптимизировать структуру застройки под те экономические реалии, которые мы имеем сегодня».

На злобу дня

Особенностью нашего города стало то, что в Тюмени есть две преграды – это река и железная дорога. Из-за такой геометрии подавляющее большинство рабочих мест сосредоточились в центре, а районы, которые находятся за железной дорогой и рекой, стали жилыми зонами. И все пробки, которые мы сейчас наблюдаем, сформировались из-за такой моноцентричной системы.

Вопрос транспорта сегодня стоит очень остро, и все предложения, так или иначе, сводятся к решению этой проблемы. Не так давно были приняты изменения в Градостроительный план Тюмени. Общество буквально гудело, обсуждая этот документ. И разговоры до сих пор не закончились. Тем более что на носу - принятие Правил землепользования и застройки и проектов планировки.

Генплан подразумевает возможность создания полицентричной схемы. Причем это уровень не только Генерального плана, но и дальнейших проектов планировок в правилах землепользования и застройки. «То есть имеются территории, которые по факту не освоены, либо это промышленные зоны или индивидуальная жилая застройка, - пояснил Олег Ковтун. - В дальнейшем там предполагается создавать центры деловой активности. То есть, если будет взаимопонимание у инвесторов, у власти, у граждан, у всех участников градостроительного процесса, то тогда возможно будет сформировать такую полицентричную схему, которая позволит снизить нагрузку на транспортную сеть».

Какой путь выбрать?

На сегодняшний день во всем мире имеется тенденция к расширению границ городов. Но пути, по которым движутся страны, различаются. Глядя на тип застройки, всегда понятно, какие цели преследует государство.

Первый пример – это китайский город Чэнду. Обычный город субпровинциального значения с численностью населения 7 млн. человек. И если раньше Китай был ориентирован на массовую застройку жилья рядом с промышленными зонами, чтобы человек жил по принципу «дом-работа», то сейчас там основные задачи – это эстетика и благоустройство. Дома растут ввысь – в Китае большое количество небоскребов. А автомобилям уделяется минимальное значение - рядом с жилыми домами очень мало парковочных мест. Зато много парков. Проблемы передвижения решаются с помощью общественного транспорта.

Второй пример – это Роттердам (Нидерланды). Здесь территория осваивается несколько по-другому. Большое внимание уделено транспортной составляющей – широкие дороги, трамвайные пути, парковки, эстакады. Но акцент все-таки сделан на общественный транспорт. Его система очень разветвленная: есть метро, трамваи, автобусы, городские электрички, существует сеть проката велосипедов. Автомобили тут тоже не доминируют. «Этот город гораздо ближе Тюмени – также есть большой сектор индивидуальной жилой застройки, имеются и спальные районы», - заметил Олег Ковтун.

Сейчас основной тренд развития города заключается в реконструкции существующих либо в освоении новых территорий под жилищное строительство. На это указал Игорь Пеньевский, начальник департамента стратегического социально-экономического планирования ИТП «Град», который является разработчиком Генплана. «По сути, все мероприятия, которые оказались нужны городу, исходя из Генплана, привязаны именно к жилой застройке, - заметил Игорь. - Будет освоена новая территория, значит, туда надо подвести инженерную коммуникацию, проложить дорогу, организовать остановочные пункты. Соответственно, тренд развития города и возникновения новых массивов на его территории на 85% зависит от последовательности освоения жилых территорий».

Чтобы сформировать в нашем городе качественную градостроительную структуру, нужно комплексное освоение территории, а не точечная застройка, которая идет сейчас в Тюмени, в голос твердят градостроители, архитекторы и проектировщики. Особенно нужна транспортная диверсифицированная схема, которая позволит сделать город удобным для перемещения, и не позволит жителям зациклиться только на автомобилях. Что ж, будем надеяться, что красивая картинка Тюмени останется не только на бумаге, но и воплотится в жизнь.

Источник: РИИ "Недвижимость Строительство для всех"



Предыдущая новость
07.12.12 День открытых дверей для молодых семей

Следующая новость
12.12.12 Цены выросли, а риэлторы стали друзьями



Смотри также: Все новости >>
Подписаться на рассылку новостей портала >>

Рейтинг@Mail.ru

наверх